Антология русского рока и панк-рока
Группа
"Аквариум" была задумана и
осуществлена в июле 1972 года после
того, как Борис Гребенщиков,
начинающий, но уже известный в
определённых кругах гитарист
(певцом он стал потом, когда на юге
попробовал свои вокальные
возможности в смутной группе
грузин, жуликов и авантюристов -
исполняли "Христа", "Блэк
саббат" и ещё чёрт-те что) приехал
в Ленинград, имел столкновения с
советской милицией из-за прописки.
Приехав в город на Неве, Борис решил
:
а) пора создавать свою группу,
б) надо писать песни на русском
языке.
Он призвал своего друга,
однокашника и великого драмматурга
абсурда - Джорджа и взял его к себе в
группу ударником. Они вдвоём начали
писать песни, вдохновлёные
творчеством Джорджа Харрисона,
прежде всего обращая внимание на
тексты песен.
Поскольку ни аппаратуры, ни
инструментов ( кроме гитары за 9 руб.
30 коп. и ф-но) не было и не
предвидилось, то писание песен было
их единственным занятием. Кроме
Харрисона, большим источником
вдохновения являлась существующая
в те годы "Пре-панк"
великолепная и очень бардачная
группа "Санкт - Петербург".
Попутно искались подходящие
музыканты.
Приблизительно в январе 1973 года к
ансамблю примкнул довольно смутный
знакомый Бориса - Михаил Файнштейн,
который имел уже опыт игры в
ленинградской группе
"Психоделическая фракция", где
ребята играли Фрэнка Заппу,
Хендрикса и "Крим". Кстати,
Борис Гребенщиков с 1969 по 1971 год
тоже играл в одной из школьных
команд и поражал девчонок, исполняя
"Сэтисфэкшн" на чистейшем
английском языке и ещё что-то из
репертуара "Троггэ".
Потом до 1975 года продолжалась
первая фаза "Аквариума", во
время которой Гребенщиков успел
выкрасть из другой группы старого
друга - пианиста Андрея Романова
(Дюша). Вместе они сумели записать
два "лонгплэя" (плёнки по 30 - 40
минут) и одну
"сорокопятку".
Первый "лонгплэй" -
"Искушение святого Аквариума"
- представлял из себя извращения
двух идиотов (БГ и Джорджа,
занимавшихся сюрреалистической
"аммагаммой": некие непонятные
желудочные звуки, стуки плёнки
задом наперед, петли, стихи,
отдельные куплеты песен и фразы.
Очень смешно, но очень плохо
записано. Для пластинки характерно
название последней вещи - "Пение
птиц и птичек на могиле сдохшего
уха".
Затем вышла "сорокопятка" с
песнями "Верблюд-архитектор",
"Менуэт земледельцу",
"Мария-Луиза N 7" и "Я знаю
места". Это был более
традиционный "рок абсурда",
т.е. абсолютно идиотические тексты,
но более-менее нормальные гармонии.
Второй "лонгплэй": на нем Дюша
учится играть на флейте, и мы, не
имея возможности записывать
"электрические" песни, снова
записываем 40 минут
"акустических", худшие из
которых приближаются к нормальной
советской эстраде, лучшие - к
характерному абсурду.
Всё это время "Аквариум" почти
не выступает, а сидит
преимущественно на юге, пьёт
портвейн и поёт песни (свои и
"Битлз"), или же репетирует на
факультете прикладной математики
Ленинградского университета, где в
то время Борис Гребенщиков учится.
Аппаратура стоит в подсобке, и её
вполне достаточно, чтобы изредка
играть на свадьбах.
Одновременно, а именно летом 1974
года, на базе группы людей и debnwej,
шатающихся вместе с
"Аквариумом", от нечего делать
зарождается самодеятельный театр,
сначала играющий чисто
импровизированно (все пьесы -
джорджевского абсурда в инженерном
замке и на ступенях, нисходящих к
летнему саду. Осенью приходит
знакомый полупрофессиональный
режисер Эрик Горошевский
(воспитанник Г.Товстоногова),
ставит всё дело на
профессиональные рельсы - с
декорациями, репетициями,
интригами, любовными приключениями
и ... Тем самым лишает "театр"
всей жизни и энергии. После месяца
репетиций, там же на факультете ПМ,
ставится пьеса, следует её
премьера, и театр, вместе с
аппаратурой "Аквариума"
торжественно вышибается из здания
университета. Но массовое
помешательство сценой не проходит,
и даже БГ, не говоря уже о Джордже и
Дюше, идиотически верит, что театр
достигнет супер-синтеза рок-музыки
и театра абсурда. Не верит этому
только бас-гитарист, которому не на
чем играть, у которого нет денег и
который по своему обыкновению
бегает за бабами.
В начале 1975 года происходит два
решающих и определяющих дальнейшую
судьбу события:
а) "Аквариум" играет акустику
на каком-то концерте в студенческом
клубе вместе с акустической
панк-группой "Акварели", где на
виолончели "служит" некий
исусоподобный, тихий и очень ин
теллигентный Сева Гаккель. Он видит
высоту "Аквариума" и понимает,
что ему больше нечего делать в
"Акварелях".
б) БГ долго и продолжительно болеет.
Во время болезни он много думает о
театре и замечает, что театра много,
а музыки мало. После выздоровления
следует разрыв , бурно радующий
басиста Михаила Файнштейна, но
оставляющий по ту сторону рампы
Джорджа и Дюшу. В ответ на призыв,
брошенный Борисом в космическое
пространство, появляется Гаккель и
занимает своё полноправное место в
"Аквариуме".
Вскоре следует распродажа
аппаратуры, которую всё равно
некуда ставить, и длительный период
(до 1979 г.) домашних репетиций.
Файнштейн отслуживает год в армии,
его по болезни отпускают домой в
родной Ленинград, и он занимает
своё место за бас-гитарой, которой
по-прежнему нет.
В 1977 году появляется ещё один идиот
в нашей компании по кличке Фагот
Фаготов - единственный в мире
анацефал, доживший до 23 лет. Хотя,
впрочем, для игры на фаготе
отсутствие головного мозга - не
помеха. Первое время в
"Аквариуме" он проводит,
приходя
к Гаккелю домой в то время, когда
тот достаёт виолончель, чтобы
позаниматься для музыкальной
школы. затем Фагот обычно садится
на диван, достаёт из кармана
портвейн "Кавказ",
употребляемый им для того, чтобы
полностью лишить себя способности
мыслить. В это время Гаккель, как
хозяин квартиры, свято соблюдает
законы гостеприимства: идет на
кухню ставить чай и тупо взирает на
фаготовы попытки стать ещё большим
идиотом, чем он есть. В 1977 году Фагот
и Дюша уходят в армию, где за два
года принимают более
или менее аквариумовские
настроения. К периоду с 1975 по 1979
годы относятся следующие
достижения:
а) участие в днях рождения
"Битлз" (идея справлять их
концертами с участием всех
желающих музыкантов была рождена
БГ). Забавно и мило поначалу, тупой
фарс после.
б) поездка на таллинский фестиваль
популярной музыки в 1976 году, куда
"Аквариум" никто не звал, а
поехали сами, за свои деньги, в
качестве гостей-зрителей. При
попытке прослушаться для участия в
фестивале, после первой же песни
кто-то из авторитетной
комсомольской комиссии воскликнул:
"Да это же символизм какой-то -
ахматовщина," и нам, естественно,
отказали. Ndm`jn, когда у
организаторов кончились желающие
сыграть,
то попросили нас. Мы поломались из
виду, а затем охотно сыграли песни
четыре, вызвав неожиданно бурную
реакцию зала (играли акустику).
Где-то через полгода из случайно
попавшейся газеты "Молодёжь
Эстонии" мы узнали, что получили
приз, кажется, за самую интересную и
разнообразную программу. Хотелось
бы знать, где он теперь.
В Таллине познакомились с
"Машиной времени". Знакомство
началось с того, что Макаревич
пытался соблазнить мою жену и
увести её в свой номер, но им
пришлось забрать и меня вместе с
ней. Там мы сильно напились, и моя
жена осталась нетронутой. Мы
очень сильно подружились с
Макаревичем и остаёмся по сей день
лучшими друзьями. Кроме того, он
выяснил, что я тоже музыкант, и ему
мои песни нравятся. Они
экспортировали в Москву (1976 год), а
мы их в Ленинград. Мы Москве
понравились, но не
привились, они Ленинграду особо не
понравились, но привились и стали
самой модной группой.
В 1977 году съездили в Тарту, где
акустикой вызвали некоторое
недоумение публики. Кончилось всё
скандалом. В 1979 году съездили в
Архангельск (уже полуакустически,
т.е. с ударником, взятым напрокат),
опять в Тарту (дни молодёжи) -хорошо
живут, слушай- потом Куйбышев (три
аншлаговых концерта). Я заметил, что
девочкам нравятся мои песни.
Далее, осенью - на фестиваль в
Черноголовку, под Москвой, потом
Клайпеда и опять Москва. Потом был
мой день рождения. Все в тумане, все
перепились.
В 1978 году было относительно тихо, БГ
загорелся творчеством Боба Дилана
и всё лето писал песни ("Укравший
дождь", "Уйдёшь своим путём",
"Дорога N 21", "Сталь",
"Почему не падает небо").
Летом того же года записал сольный
"лонгплэй" с Майком (Михаилом
Науменко, известным по песням "Ты
- дрянь", "Моя сладкая N". Он
назывался "Все братья-сёстры"
и разошелся по Союзу в
умопомрачительном количестве -
около 20 штук. Популярность
"Аквариума" резко возросла.
Незнакомые люди узнают песни, а БГ
узнают на улицах.
Осенью 1979 года сели на базу
ленинградского металлургического
завода и стали официальной группой
(самодеятельной). Мы довольно долго
морочили им головы и играли на
рабочих утренниках до конца года. В
январе 1980 года перешли в ДК им.
Цюрупы. Бедное руководство - оно не
представляло себе, какое стихийное
бедствие берет на себя, укрывая под
своей крышей "Аквариум". Вот и
вся история "Аквариума",
вернее не история, а хронология, но
это ещё не всё.
С 1975 года штаб-квартирой членов
группы являются апартаменты
Всеволода Гаккеля ( где бы они не
находились, а с того момента они
менялись уже 6 раз). А поскольку
старинная мудрость гласит, что
"Аквариум" - это не музыкальная
группа, а стиль жизни,
и сами пятеро музыкантов вместе с
их музыкой - только повод для
занимательного времяпровождения,
то естественно, что Гаккель ведет
самый беспокойный образ жизни.
Никто не помнит того дня, когда он
занимался бы виолончелью ( что ему
необходимо , ибо
меньше пяти гостей у него дома в
любой момент времени не бывает,
будь то день или ночь. Он пьёт и
много курит, хотя хотел бы не делать
ни того, ни другого, и, напившись,
всегда мучается весь следующий
день, но вечером вновь напивается в
дым. Поэтому он избрал своеобразный
метод игры на виолончели, который
не требует занятий. Сева всегда
играет спонтанно, не стараясь
сыграть как надо, и это у него
получается лучше, чем у Роберта
Фриппа.
Другой участник нашего ансамбля -
Михаил Файнштейн (по-русски -
Васильев). Фигура противоречивая.
Самой характерной чертой его игры
на бас-гитаре является способность
начисто забывать свою басовую
партию, даже разученную самым
тщательным образом,
через 30 секунд после выхода с
репетиции. Забывать при этом на
века. В сочетании с полной
неинформированностью по поводу
названия песен и их текстов ( он
может играть песню 2-3 года и не
знать ни её названия, ни слов, ни
гармонии) это становится одним из
самых интересных стилей
современной рок-музыки. Идея его
сводится к тому, что во время
концерта он становится на сцене
так, чтобы видеть гриф гитары БГ и
по положению пальцев определять,
какой аккорд играется в данный
момент.
Вторая его характерная черта - это
то, что он считается сексуальным
символом "Аквариума". Многие
дамы верят этому и охотно
соглашаются провести с ним ночь.
При всём при этом он иногда играет
талантливо, особенно если не на
бас-гитаре, а на самодельных
барабанчиках, сделанных им из
пустых пивных банок.
Самой значимой фигурой
"Аквариума" в 80-е годы чуть
было не стал Фагот Фаготов. В
обществе людей, делающих большую
ставку на неспособность думать и
нежелательность этого процесса,
круглый идиотизм - самая выгодная
черта. Так же, как Сид Вишоз своим
стилем выражал идею "Секс
пистолз", что приводило
остальных членов группы в
замешательство, так же Фагот смущал
всех в "Аквариуме". При этом он
остаётся верен всем идеалам
коллектива: он всегда делает не то,
не так, не с теми и не тогда. Он даже
живет не так как все - в самом
дальнем и самом дурацком районе
Ленинграда - в весёлом посёлке (
хотя "живёт" не то слово: он
иногда ездит туда ночевать, обычно
в самое неподходящее время). Он
больше всех придаёт
"Аквариуму" изрядную
экзотичность, и хотя неплохой
музыкант, не имеет никакого чувства
меры. Тоже претендует на право
считаться сексуальным символом
"Аквариума", но не может даже
этого, хотя общителен как
дворняжка.
Андрей Романов (Дюша) - флейта, ф-но,
вокал - талантлив, но безалаберен до
предела. На репетициях появляется
редко и обычно пьяным. На концертах
тоже обычно пьян вусмерть. Моя
песня "Мой друг-музыкант"
посвящена ему, о музыке и об
"Аквариуме" говорит раз в
десять больше, чем играет. Правда,
когда играет трезвым, то играет
хоршо. Вместе с Фаготом написал
единственную вещь в репертуаре
"Аквариума", не написанную на
мои слова и музыку -
инструментальную композицию
"Дженевер" ( правда
"Артур" мы писали вместе, т.е. я
писал, а он бегал за портвейном.
И, наконец, начальник группы - БГ,
Борис Гребенщиков, то бишь я. В 1964
году впервые услышал "Битлз" и
понял, зачем живу. В 1968 году
научился играть на гитаре. Основные
влияния на мою музыку: "Битлз",
Джорж Харрисон (больше всего),
"Троггэ", Марк Болан, Дэвид
Боуи, Лоу Рид, Донован, Боб Дилан,
"Грэйтефул дэд",
"Стрэнглерз", Элвис Костелло,
Брайан Ино, "Джетро талл",
"Фри", "Фэмили", Брайан
Фэрри, Меланье, Фрэнк Заппа, а также
балдею от "Мэднесс". Этому
списку имен - легион. Играть никогда
и нигде не учился ( в отличии от
Фагота - музшкола и музучилище,
Гаккель 1ФТВ :Дюша - музшкола), т.к.
нигде образования по музыке не
получал, то в 1980 году играю примерно
так же, как и в 1968. Помимо
перечисленного на меня сильно
повлияли: Клячкин, Окуджава,
Вертинский и Макаревич.
Я такой же идиот, как и все
остальные, но ещё и с сильным креном
в сторону востока, поэтому везде
склонен вставлять восточные
термины: Карма, Дао, Джа и т.д. Помимо
песен пишу просто стихи, прозу,
картины маслом, люблю вкусно
готовить и делать замысловатые
полки для книг. В совершенстве знаю
английский язык и уже 5 лет читаю
преимущественно "Фэнтези"
(ненаучная фантастика и "Нью
мьюзикл экспресс".
Постскриптум: с 1977 года по сию пору
хобби "Аквариума" - играть
старые рок-н-роллы, что немало
усугубляет их скандальную
репутацию в Ленинграде и других
городах Советского Союза. Часто
группа играет в гриме или в ином
малопристойном виде - полуголыми, с
зелёными бородами, в тёмных очках.
Послесловие: перечень некоторых
наиболее известных песен с
указанием источника вдохновления:
"Укравший дождь" - Дилан, как
сердитый молодой человек +
размышления о том, почему не дают
"зелёного света" советской
рок-музыке.
"Почему не падает небо?" -
только одно вдохновение.
"Сталь" - Дилан на 100 % (см.
ссылки на Пушкина, Вергилия.
Последняя фраза песни из "Новых
историй Ци Се" Юань Мэя).
Наблюдения из окна в коммунальной
квартире.
"Дорога N 21" - половина фраз в
песне - цитаты из "Дао дэ цзин"
и Чжуан Цзы, "луна в реке рукой"
- намек на смерть Ли Бо, утонувшего в
пьяном виде.
"Нам всем будет лучше" -
"Грэйтефул дэд".
"Ключи от моих дверей" - Боб
Дилан и его "Убежище от бури" +
один роман.
"25 к 10" - моя личная печальная
судьба(?), примерно Дилан. Рыбак и
начальник заставы в конце - Чжуан
Цзы и человек, которому
приписывается "Дао дэ цзин".
"Тарелка" - Фрэнк Заппа.
"Контрданс" - как явствует из
названия, ответ на "мазурку"
Макаревича - горькое размышление о
том, что он - суперзвезда, а я ещё
нет.
"Кто ты такой, чтобы мне
говорить" - впечатление от
приезда в Ленинград некоего
волосатого и бородатого человека,
выслушевшего нас и сказавшего, что
мы - дерьмо.
"Марина" - Брайан Фэрри +
"Стоунз". Пример того, как
песня, начавшаяся со злобного
выпада в сторону неврубающегося ни
во что женского пола, перерастает
постепенно в гневное обвинение
мужчин в том, что они ещё большие
дураки и ничего не понимают в
жизни, т.е. не врубаются.
"Держаться корней" - первая
проба в рэгги. Сравните с Марли
"Вутс рок регг".
"Телевизор" - чистейшая
переработка песни "В поисках
детектива" Элвиса Костэлло, по
счастью, чуть забытую + личные
наблюдения за собственной семьёй -
тёща, жена и т.д.
"Зеркальное стекло" - чистое
вдохновение.
"Иванов" - что-то из
потустороннего мира + поэзия
Брайана Ино.
После послесловия и после конца:
Если же пускаться в
безответственные теоретические
спекуляции по поводу моей группы
"Аквариум", то:
а) как явствует из истории, люди
приходят в него "случайно" и
остаются в нем (Джордж, покинувший
"Аквариум" ради театрального
поприща, до сих пор является нашим
другом, вертится вокруг нас и даже
чуть было не стал нашим менеджером).
Музыканты связаны не
музыкальными узами, а дружескими,
поэтому никто не стремится играть
лучше другого, а репетиции обычно
перерастают в питиё чая, пива,
портвейна, водки, коньяка и т.д.
б) "Аквариум" = БГ + Гаккель
(минимальный рабочий состав), nqr`k|m{e
в любой комбинации.
в) постоянного ударника не было
никогда, ибо Джордж был плохим
ударником, Флирт - приятным, но не
более, а Губерман - просто дурак. Мы
ожидаем, что ударника к нам
приведёт бог, Карма или Дао.
г) "Аквариум" хоть и детище БГ
(да и питаемая им знергетическая
система), но не его соло. В концертах
БГ создаёт определённые вибрации,
которыми он отчасти кормится сам и
кормит слушателя.
д) БГ любит сравнивать
"Аквариум" с американской
группой "Грэйтефул дэд".
Разница лишь в том, что у них есть
аппаратура, деньги и всё остальное,
а у "Аквариума" нет ничего.
е) у "Аквариума" нет стиля, нет
эстетики - это абсолютно всеядное
животное. Но у всего, что играет
"Аквариум" - будь то регги или
ска, чистый панк, нью вэйв,
диланизмы, рок-н-роллы - есть общая
черта - полная
неотрепетированность, бардачность
и несоответствие одного другому.
ж) несмотря на кажущуюся
интеллектуальность, мы намного
большие идиоты, чем "Рамонез".
Единственный аналог - мы и они - это
некая семья.
От автора: всё, написанное выше -
полный бред, также как и наша
музыка. Что бы не значили эти слова -
УРА!!!
С уважением, ВАШ БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ.
10.08.80 года
АЛЬБОМЫ:1973 - Искушение
Святого Аквариума (раритет) |
ВИДЕОКЛИПЫ:1981 - Сонет ВИДЕОФИЛЬМЫ:1996 - 20 лет спустя |
||